В сравнении 0
Войти  /  Регистрация
Меню

Порт-Артурская икона Божией Матери, или Чем оборачивается пренебрежение к святыням

Порт-Артурская икона Божией Матери, или Чем оборачивается пренебрежение к святыням Порт-Артурская икона Божией Матери, или «Торжество Пресвятой Богородицы», – это первый святой образ, который явился христианскому миру XX века. Чудотворная святыня почитается русской православной церковью. Праздник Артурской Богородичной иконы отмечают 29 августа (или 16 августа по старому стилю), что совпадает с днем Третьего Спаса.

Изображение на иконе Порт-Артурской иконы

Специалисты затрудняются точно определить, к какому иконописному типу принадлежит это изображение. Оно является наиболее близким к группе иконы Оранты, поэтому условно к нему относится. Оранта на латыни означает «молящаяся», один из главных способов изображения Богоматери без Младенца, которая раскинула руки (подняла вверх раскрытыми ладонями), молясь Господу. Такая поза молящейся встречалась еще на рисунках катакомб Древнего Рима. Некоторые замечают внешнее сходство с изображением на иконе Божией Матери Игумении Горы Афонской (на Афоне в Греции).
На Порт-Артурской иконе написана Пречистая Богородица без Сына-Младенца. В руках Мария держит платок, посредине которого мы видим Нерукотворный лик Иисуса Христа. Надо отметить, что это единственная икона с такой композицией. На Богородице надет синий хитон и коричневое покрывало. Она стоит на отточенных острых с обеих сторон мечах, попирая их. Над головой Богоматери в облаках Ангелы Небесные держат золотую корону, которая венчается еще одной, образованной из двух перекрещивающихся радуг. Позади Божьей Матери виднеется горящий в огнях город. Его осеняет Богородица изображением лика Иисуса Христа.

Порт Артурская икона
Справа над головой Пречистой стоит Архистратиг Михаил, в руке которого священная хоругвь. Напротив него слева от Марии – Архангел Гавриил, протягивающий правую руку с веткой белых цветов. В вышине надо всеми мягкие облака, на которых, как на троне, восседает Господь Саваоф. У ног Бога парят Серафимы. По сиянию выведены слова, гласящие, что у единого стада – один Пастырь. Образ с рамой имел размеры: высоту – почти 1,49 м, ширину 1,07 м. Размеры полотна без рамы: высота – 1,24 м, ширина – около 0,77 м.

История обретения образа Порт-Артурской Богородицы

11 декабря 1903 года оставалось 2 месяца до начала тяжелой Русско-Японской войны (1904–1905 годов). К Дальним пещерам Киево-Печерской Лавры прибыл, чтобы очиститься, подготовиться к причастию, помолиться старый матрос по имени Федор. Это был отважный участник обороны города Севастополь, который пришел в Киев из далекой Бессарабской губернии. На исповеди он поведал священнику, что у него было видение во сне. Увиденное произвело на моряка сильное впечатление и заставило отправиться в дальний путь. Федор усердно молился о русском флоте, находящемся в Порт-Артуре (Китай, область Люйшунь). Ответом на мольбу стал сон – он ясно видел Пресвятую Богородицу с Нерукотворным ликом Сына. Святая Дева была в окружении Ангелов, Святых, Господа Бога. Мария успокоила матроса и поведала, что скоро Россию ждет непростая, тяжелая война с потерями и скорбями на далеких морских берегах. Федор должен написать увиденный им во сне образ, а затем переправить икону в Порт-Артур. Закрепившись на стенах далекого города, святой лик поможет восторжествовать Православию над язычниками, вдохновить русских воинов на победу, подарить им покровительство и Божественную помощь. Яркий слепящей красоты свет залил комнату, где спал старец. Затем видение пропало. Февраль 1904 года стал временем начала Русско-Японской войны. Православные собирали добровольные пожертвования по пятаку с человека для выполнения завета Приснодевы. Для написания иконы выбрали известного киевского живописца П. Ф. Штронде. Художник отказался взять деньги, писал бесплатно. Работа длилась почти четыре недели. Матрос Федор ежеминутно присутствовал рядом, чтобы верно перенести изображение на холст. Готовую икону освятили при большом количестве людей во время Страстной седмицы. Затем новую Богородичную икону отправили в Санкт-Петербург адмиралу Владимиру Павловичу Верховскому.

Непростая дорога к защитникам Порт-Артура

Получив образ Богоматери, адмирал Верховский не спешил сразу отправить его в Порт-Артур. Он решил познакомить с иконой петербуржцев – выставил полотно для широкого ознакомления. Затем заказал список с понравившейся святыни. Только летом 1904 г. образ оказался на Дальнем Востоке. Императрицей Марией Федоровной было поручено доставить «Торжество Пресвятой Богородицы» непосредственно в Порт-Артурский собор вице-адмиралу Н. И. Скрыдлову, который занял должность командующего Тихоокеанской эскадры. Но военачальник тоже не торопился выполнять поручение, проявляя чудеса нерасторопности. Он просил высочайшего позволения выставить икону на время в кафедральном соборе города Владивосток. И когда 12 апреля 1904 года поезд с адмиралом покинул Петербург, то он направился в Севастополь, чтобы устроить другие свои дела. Такая задержка привела к тому, что железная дорога от Харбина к Порт-Артуру перестала функционировать и доставка оказалась невозможной. Было передано телеграфом высочайшее позволение от Императрицы направить поезд к Владивостоку, поставить образ во Владивостокском соборе Успения Богородицы. Н. И. Скрыдлов прибыл в первых числах мая. Но по каким-то причинам икону представили народу только через 90 дней (2 августа 1904 года, Кафедральный собор). Тем временем ситуация на фронте быстро ухудшалась. Крепость Порт-Артур находилась в осаде, передать защитникам святыню и завет Пречистой Богородицы было практически невозможно. Верующие люди недоумевали от происходящего, выражали неудовольствие из-за пренебрежительного промедления передачи святой помощи. Православные слали письма, требующие срочно доставить образ русским воинам. С иконы были сделаны фотоснимки, а также меньшая по размеру копия масляными красками на куске дерева. Снимки были отправлены в город-порт Чифу, там располагалось консульство России, но по пути они затерялись. Матрос Пленков взял на себя задачу, доставить масляную копию защитникам Порт-Артура, две попытки закончились неудачей. Ходило мнение, что копии не обладают полной силой оригинала. Порт-Артур нуждается в «щите и победном знамении».

Порт-Артурская икона Богоматери

«Попрание врагами» за «отношение к вере»

Неравнодушный к судьбе иконы, наставлению Богоматери 50-летний участник войны с турками 1877–1878 годов Николай Николаевич Фёдоров, невзирая на болезни, обязался доставить оригинал святыни в ослабленный Порт-Артур. Получив благословение своего духовника, Иоанна Кронштадтского, Федоров 21 ноября прибыл во Владивосток. После молебна полотно «Торжество Пресвятой Богородицы» поместили в специальный футляр, доставили на норвежский пароход. Н. Н. Федоров сопровождал святой образ, покидающий российскую землю. Во Владивостоке оставили список натуральной величины, выполненный масляными красками на медной доске. Вестей все не было. Письмо от Николая Николаевича пришло 11 января (24 января по новому стилю) 1905 года. Сообщалось, что икона не была доставлена в Порт-Артур. Сначала этому мешала буря, затем мертвый штиль, а после, 20 декабря 1904 года, крепость Порт-Артур сдалась японцам. Матери Божией было неугодно, чтобы ее святой лик был доставлен к месту назначения после семимесячного промедления. Федоров с разрешения отдал Порт-Артурскую икону Богородицы действующей армии. Святыня оказалась у Главнокомандующего генерала Куропаткина в походной церкви. Долгое время судьба иконы была неизвестной. Иоанн Кронштадтский писал, что вождь русского воинства А. Н. Куропаткин бросил иконы у язычников (японцев), а мирские вещи сохранил. Недостойное отношение к святыням и вере привело к тому, что Божия Матерь лишила войско благословления, враги победили.

Новая жизнь Порт-Артурской святыни

Почти 90 лет «Торжество Пресвятой Богородицы» считалось утраченным. Новое обретение образа можно считать чудом. Группа православных монахов, настоятелей храмов, служителей церкви совершали паломничество (февраль 1998 года) по Святой Земле. Это были гости из Уссурийска, Владивостока. Посетив один из иерусалимских антикварных магазинов, путники увидели Порт-Артурскую икону. Удивительно, но антикварная лавка находилась на Крестном Пути, пройденном Иисусом Христом. После беседы духовные лица выяснили, что святой образ попал в Иерусалим от русских эмигрантов из Гонконга. Паломники из России обратились за помощью к игуменье Георгии, настоятельнице Горненской обители. Вскорости икону выкупили и разместили в покоях игуменьи. Примечательно, что святой образ пробыл здесь три месяца, как когда-то Дева Мария столько же прожила в этих местах. И вот, наконец, 6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери вернулась на родную российскую землю. Экспертиза подтвердила подлинность святыни, но было отмечено, что нижняя часть росписи повредилась.

Порт Артурская икона
После реставрации образ «Торжество Пресвятой Богородицы» передали Свято-Никольскому кафедральному собору Владивостока. Этот храм был построен в 1907 году как память о воинах, которые не вернулись с русско-японской войны. Затем Порт-Артурскую икону поместили в новый Покровский кафедральный собор, установив ее справа от алтаря.

Списки Порт-Артурской святыни

Еще в 80-е годы прошлого века иконописец Михаил Осипенко в храме города Киржач обнаружил интересную икону. Это была копия чудотворного Порт-Артурского образа Богородицы. В феврале 2003 года работа над новым списком была завершена. Памятуя об истории, появилась идея – через 100 лет привезти икону в бывший Порт-Артур (Люйшунь). Дорога также оказалась непростой – законы Китая запрещают въезд в страну православным священникам, а в составе путешественников оказался иеромонах Георгий. Пришлось духовному лицу переодеться. Участники крестного хода провели панихиду с коротким молебном у образа Святой Защитницы и каменного креста – памятного знака погибшим русским воинам. Поставили Порт-Артурскую икону в киот креста. На сегодняшний день с Порт-Артурской иконы Божьей Матери сделано несколько копий. Они интересны оригинальным исполнением с применением различных техник: масляных красок, мозаики, эмали. Наиболее известными являются четыре списка чудотворной иконы: первый выполнен еще до революции 1917 года; два других выставлены в храмах Курганской и Шадринской епархий; четвертый хранится в Свято-Троицкой церкви поселка Мишино. Последний выполнен почти 100 лет тому с оригинальной киевской иконы. Наиболее точная копия, датируемая 1904 годом, размещена во храме Всех Скорбящих Далматовского Свято-Успенского монастыря. Ценный список был найден среди развалин старого дома, что в Курганской области.
Список иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» крестным ходом шествует по всему христианскому миру. Икону уже видели люди разных стран и континентов, жители Салоник (Греция), Польши, Швейцарии, Грузии, Украины; бывала она на острове Валаам, в Китае, Португалии, Италии; посетила монастырь Нового Афона (Абхазия), и отдала дань земному уделу Пресвятой Богородицы – древнему Святому Афону (Македония), пр.

Молитвы к образу

Икона Божьей Матери Порт-Артурской – это знаковая святыня, напоминающая своей историей каждому, что, только почитая истинные православные ценности, только по милости и с помощью Господа, Матери Его народ и государство могут быть сильными, выстоят перед любой бедой, найдут силы противостоять злу. Образ «Торжество Пресвятой Богородицы» покровительствует Дальневосточным российским землям, русскому флоту и ратному воинству. Перед иконой можно молиться о Торжестве Православия, о России, ее флоте, армии, о крепком мире, о защите и избавлении от врагов, о близких, которые принимают участие в военных действиях. Специальными обращениями к святому образу являются:
  • Тропарь Порт-Артурской Пресвятой Богородице,
  • Молитвы перед святой Иконой Божией Матери Порт-Артурской.


Возврат к списку