В сравнении 0
Войти  /  Регистрация
Меню

Казанская икона Пресвятой Божией Матери – покровительница русского народа

Казанская икона Пресвятой Божией Матери – покровительница русского народа
Казанская икона Пресвятой Божией Матери является любимой и глубоко почитаемой православными россиянами. С этой иконой в руках родители благословляют молодых людей, идущих под венец, этот светлый лик размещают у люльки младенца, чтобы малыш рос под присмотром и защитой Царицы Небесной. Примечательно, что в самом сердце России, на Красной площади Москвы, стоит величественный Казанский собор. Его прежнее строение было разрушено в годы лихолетий (около 1930 года), запрета и поругания христианских святынь. Благодаря реставратору Петру Дмитриевичу Барановскому, который сберег чертежи здания, в наши дни чудесный храм возрожден в прежнем облике. И сегодня возносятся молитвы перед ликом Казанской иконы Богоматери рядом с Московским Кремлем, Красной площадью, уважаемыми Мининым и Пожарским. Также ныне принадлежит санкт-петербургскому церковному сообществу Казанский собор. Здесь нашел последнее пристанище знаменитый российский фельдмаршал М. И. Кутузов, сумевший оборонить Отечество два века тому. Храмовый праздник чествования Казанского образа Богородицы выпадает на 21 июля (по старой традиции 8 июля). Началось почитание со времени чудесного обретения святыни в городе Казань, которое состоялось в 1579 году.

Казанская икона Божией Матери

Завоевание Казани Иоанном IV

На 1 октября 1552 года выпало празднование православными людьми Покрова Пресвятой Божьей Матери. В этот день еще затемно русские войска во главе со своим предводителем Иоанном IV готовились к началу штурма Казани, которая принадлежала татарам. Вдруг в ночной тишине воины услышали звон московских колоколов. Это был благовест – знак милости Божией. Государь воспринял его как одобрение и благословение Всевышним намерения присоединить казанские земли к русским, а местных жителей – под покров христианской веры. Итак, благодаря покровительству Пречистой Девы Марии Казань была взята. Освободили из плена татар около 60 000 русских, а Волга стала великой русской рекой, основным водным путем державы. Появились первые местные святые мученики (Стефан, Петр). После покорения Казани молодой царь Иоанн Васильевич Грозный учредил Казанскую православную епархию. Но, несмотря на это, магометане противились новой неизвестной для них вере. Просвещение местных жителей (татар) шло трудно, медленно. Пожар 1579 года стал настоящим бедствием. Он уничтожил почти половину Казанского Кремля и часть города, которая к нему прилегала. Местный люд посчитал происшествие гневом «русского Бога». Чудесное обретение 8 июля 1579 года образа Божией Матери стало важным событием, которое способствовало приближению Православия к нехристианским народам. Новая икона получила имя «Казанская».

Обретение Казанской иконы Пресвятой Божьей Матери

1579 год. Пожар был страшным. Огонь появился у храма Николы, затем охватил Казанский Кремль. Люди испугались, что пламя перекинется на их дома. Были и такие, кто злорадствовал. Дескать, вот пришло оно – наказание за предательство ислама людей, переходящих в христианство. Слабые духом усомнились в вере, которая сделалась «притчею и поруганием» по свидетельству летописца. Разрушительная стихия буйствовала несколько часов. Многие остались без крова среди летнего зноя на дымном пепелище. Среди погорельцев оказалась семья Даниила Онучина, казанского стрельца: он, жена да десятилетняя дочь Матрона.

Казанская икона
Однажды пришла к девочке во сне Матерь Божия, окруженная ярким светом. Повелела ей достать из-под земли на пепелище святую богородичную икону. Матрона рассказала взрослым об увиденном, но те отмахнулись – столько бед, забот, дом надо строить, а не выдумывать. Но видение повторилось, потом еще раз. Родители были вынуждены прислушаться к словам дочери, помочь найти образ. Мать рассказала о снах служителям церкви. Те сначала не поверили в чудо, а после обращения к епископу Казани решили поискать. Икона Богородицы, завернутая в кусок ветхого сукна, была найдена на пепелище только тогда, когда стала копать сама Матрона. Лик Царицы Небесной был удивительно ясен и светел. Словно образ не лежал в земле, а был только что написан. Возможно, когда-то святыню спрятали, спасая от поругания иноверцами. К месту чудесной находки поспешили прибыть священники, архиепископ Иеремия. Икону с почестями крестным ходом перенесли в церковь Николы Тульского, где тогда был настоятелем благочестивый иерей Гермоген (или Ермоген). Пройдет еще 15 лет, и он, уже митрополит Казанский, составит письменную памятку – сказание о находке и славных событиях. В своей работе Гермоген опишет многие истории об исцелениях от чудодейственного лика по молитвам православных. Первый список чудодейственного образа вместе с описанием удивительного по милости Богоматери нахождения и творимых иконой чудес отправили (1579 года) в Москву Иоанну Грозному. По царскому повелению, на месте обретения христианской святыни возвели Богородицкий женский монастырь (на 40 инокинь), храм. Первыми монашками здесь стали принявшие постриг отроковица Матрона и ее мать. По преданию, во время православного ритуального шествия со святыней случилось чудо – прозрели казанские слепцы (Никита и Иосиф). Так началась славная история небольшой иконы. Она по воле Матери Божией была обретена простой девочкой на пепелище только присоединенной к русским землям инородческой окраины, а уже в скором времени стала святыней всего народа, знаком Небесного покровительства, заступничества Богородицы. Много раз в российской истории «Казанская Матушка» вела к победе русских православных воинов, укрепляла их дух для исполнения священной миссии перед Богом, Родиной.

Почитание иконы

Со времени закладки большого Казанского собора (1594 года) обитель получала подношения, вклады, подарки в виде церковной утвари, святых образов, риз к иконам. Чудотворный Казанский лик Богоматери, любимый и почитаемый прихожанами, щедро одаривали драгоценными камнями, серебром, золотом.


У обретенной иконы насчитывалось несколько риз:
  • Праздничные. Которые надевали на праздники Рождества Христового, Пасхи, а также в дни чествования Казанского образа. Первая риза была изготовлена из золота, поверх нее надевалась еще одна, украшенная бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, крупными жемчужинами, другими драгоценными камнями.
  • Будничное (повседневное) – для остальных дней. Несмотря на название и предназначение повседневное убранство иконы было не менее драгоценно, чем праздничное. Ризу изготовили московские мастера. Она была украшена низками жемчуга, золотыми венцами, усеянными розами из бриллиантов, другими драгоценными камнями.
1767 год. Великой императрицей Екатериной II была поднесена новая богатая риза для Казанской иконы Богородицы. На ней привлекала внимание роскошная корона, украшенная множеством бриллиантов. По преданию, Екатерина сняла с себя украшение со словами, что земная властительница дарует ее ради милости Царицы Небесной. Одаривание святого образа символизировало отношение к святыне, преклонение перед Пресвятой Небесной Царицей. Земные ценности для верующего человека стоят меньше, нежели покровительство и милость Господа и Божьей Матери. Но, к сожалению, именно драгоценный металл и камни позже стали причиной ограбления храма и утраты чудотворной иконы.

Смутные времена

Пришли неспокойные времена смут и посягательств на русские земли. Одним из первых стал на защиту православия, России от внутренних распрей и польско-литовских завоевателей Патриарх Московский и всей Руси святитель Гермоген. Конец 1610 года – часы раздоров. К власти в России пытаются прийти поляки. Главными бедами, которые превратили ситуацию в хаос, стали безвластие и гражданская война. Бояре боролись друг с другом за власть. Русская земля наполнилась бандитами, разбойниками, которые насиловали, грабили, убивали, забыв о вере и Боге. Гермоген, заключенный под стражу, отправляет во все концы государства послания с призывом прекратить междоусобицы, объединиться, создать ополчение, чтобы освободиться от внешних врагов. Он говорит о важности защиты Отечества, православной веры. Благодаря убеждениям патриарха формируется нижегородское ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. Войско двигается к Москве, заходя в разные города. К ополчению присоединяются жители Ярославля и Казани. Последние принесли с собой список Казанского образа Божией Матери, который передают (1611 год) князю Дмитрию. Это великий момент – Пресвятая Богородица возглавляет ополчение, становится духовной руководительницей всего народа.

Икона Богоматери
Осенью 1612 года складывается ситуация, когда ополчение, несмотря на внутренние сложности, не может медлить с наступлением на Кремль, где укрылись поляки. Перед началом атаки русские воины три дня постились, истово молясь перед Казанской иконой Богоматери. По заступничеству Пречистой Девы ночью перед штурмом архиепископу Элассонскому Арсению был дан хороший знак – ему явился Сергий (Радонежский). Преподобный поведал, что молитвы православных услышаны, а потому уже завтра Москву займут ополченцы, Россия будет спасена. Наутро пророчество стало явью. 22 октября (1612 года) русские завоевали Китай-город. А через два дня весь Кремль был освобожден. Празднуя победу, ополченцы чествовали свою святую Покровительницу. 25 октября они прошли крестным ходом по территории Кремля, благоговейно неся перед собой Казанский лик Божией Матери – наибольшей Заступницы Русской земли. Никоновская летопись сообщает, что, освободив Москву от поляков, Дмитрий Пожарский передал Казанский образ храму Введения Пресвятой Богородицы (на Лубянке). Позже (1636 год) в честь победы возвели новый Казанский собор на Красной площади, куда и переместили прославленную икону. Начиная с 1649 года, 22 октября, день освобождения московского Кремля от польских захватчиков, объявили в России празднованием, приуроченным Казанской иконе Божьей Матери. Ведь ее покровительство защитило страну от смуты и напастей.

Каплуновская Казанская икона Божией Матери

В 1689 году священнику села Каплуновка, что недалеко от Харькова, Иоанну Уманову во сне было видение. Седой старец поведал о том, что вскорости у храма появятся московские иконографы. Иоанну же следует взять себе восьмую икону у старейшего из них. Это будет Казанское изображение Богоматери, которое дарует милость и благодать. После увиденного священник долго постился, а затем выполнил пророчество. Спустя какое-то время Уманову было второе видение. На этот раз сама Царица Небесная велела перенести икону в божий храм. Священник объявил волю Богородицы прихожанам и с почетом торжественно выполнил наказ. Многие люди приходили с молитвами к святому образу, по вере своей получали благодать и чудеса от Заступницы. Этот список Казанской иконы Божией Матери нарекли Каплуновским.
Свою силу и покровительство русским воинам в ратном деле проявил Каплуновский (Казанский) образ в 1709 году. Шла война армии императора Петра Великого с войском шведского короля Карла XII. Петр I, находясь еще в Харькове, призвал священника вместе с Великой Заступницей Каплуновской иконой к православным воинам. Перед Полтавской битвой царь велел носить образ перед русскими полками. Затем он сам слезно молился пред ликом Царицы Небесной, прося поддержки, помощи, покровительства.
Казанская икона
Шведское войско остановилось у села Каплуновка. Король Карл вместе с гетманом-изменником Мазепой занял дом приходского священника Иоанна. Бесчинствующие на православной земле захватчики хотели сжечь каплуновский храм. Обложив его соломой, дровами, несколько раз пытались его поджечь, но огонь потухал. Увидев это из окна и узнав о том, что святой иконы в церкви нет, а находится она с русскими воинами в их стане, Карл XII задумался. Как гласит предание, король изрек, что если церковь невозможно спалить без иконы-защитницы, то там, где образ Богородицы сейчас находится, несладко будет ее врагам. Карл не ошибся. Покровительство Казанской Богоматери даровало русскому воинству во главе с Петром Великим славную победу в Полтавской битве.

Казанская богородичная икона: Отечественная война 1812 года

Милость Владычицы Небесной, которая являлась через святое Казанское изображение Приснодевы, не оставляла русский народ во время испытаний Отечественной войны 1812 года. Михаил Илларионович Кутузов в звании генерал-фельдмаршала перед тем, как возглавить русскую армию, коленопреклоненно молился перед иконой Пречистой Богородицы. Знаменательным событием участия Казанской Богородицы, вошедшим в историю войны 1812 года, стало 22 октября – битва под Вязьмой. Именно в день празднования Казанского образа русскими войсками с генералом от кавалерии Матвеем Ивановичем Платовым, а также генералом Михаилом Андреевичем Милорадовичем была полностью разгромлена арьергардная часть войск, возглавляемая французским маршалом Даву. В этом бою потери французов составили почти 8 тысяч человек. Огромная непобедимая Наполеоновская армия потерпела первое крупное поражение после того, как она оставила Москву.
Построенный до 1811 года санкт-петербургский Казанский собор по окончании войны 1812 года стал величественным храмом-памятником победы русской армии. После смерти здесь был погребен князь Михаил Кутузов. Пресвятая Небесная Владычица в тяжкое для России время, периоды смут и войн, выполняла важнейшую роль духовного знамени, водительницы православного народа.

Похищение святого образа

С момента обретения до начала ХХ века оригинал святого лика Казанской Божией Матери постоянно оставался в Богородицком женском монастыре города Казань, на месте своего чудесного появления. С приходом в Россию смутных революционных времен в людях проявились черты отступничества от православной веры. Наверное, из-за этого Отец Небесный в знак смирения, назидания лишил их чудотворного заступничества. 1904 года ночью с 28 на 29 июня (по старому стилю) неизвестные украли Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Исследователи утверждают, что именно это время было выбрано для похищения неслучайно. За четыре дня до этого в монастырь принесли Смоленский образ Божьей Матери, пред которым совершали ежедневные продолжительные богослужения. Большое количество людей приходило увидеть и поклониться святыне. 28 июня Смоленскую икону вынесли из монастыря, чтобы вернуть домой. После всенощной монахини Казанской обители разошлись по кельям. Но уже после двух часов ночи одна из послушниц по имени Татьяна Кривошеева услышала со стороны монастырской колокольни призывы о помощи. Кричал сторож Федор Захаров, которого обнаружили запертым злоумышленниками в подвале храма.

Богородица
После того как собор внимательно осмотрели, нашли место, через которое воры под покровом ночи попали внутрь. Увиденное подсказывало, что на храмовые святыни посягнули именно воры, а не вандалы. Из собора пропали Казанский образ Божией Матери и икона Спасителя, которые были помещены в иконостас. Эти святые лики отличались от других наличием на них риз, выполненных из драгоценных металлов и украшенных камнями. Именно эти ценности привлекли любителей легкой наживы. Подсчеты установили что, кроме святых образов из храма исчезли пожертвования на 365 рублей. Они хранились в свечных ящиках. Известие о похищении чудотворной иконы быстро дошло до широких масс не только Казани, но и всей России. Благодаря участию неравнодушных людей преступники быстро были найдены. Главным подозреваемым стал крестьянин 28 лет Варфоломей Чайкин (Стоян). 5 июля его с сожительницей Прасковьей Кучеровой выследили, а затем задержали в Нижнем Новгороде. Обыскивая квартиру Чайкина, обнаружили драгоценности, украшения с икон Спасителя и Богородицы. Сами же иконы бесследно исчезли. Девятилетняя дочь Кучеровой говорила, что лики порубили и сожгли в печи. Мать Прасковьи, Елена Шиллинг, подтвердила слова внучки. 25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде состоялся открытый процесс над участниками преступления. Были осуждены непосредственные исполнители (Варфоломей Чайкин, Анания Комов), их ближайшие помощники (Федор Захаров, Николай Максимов), а также женщины, скрывшее уголовное деяние (Прасковья Кучерова, Елена Шиллинг). Со временем стали известны детали преступления, согласно которым иконы могли быть дорого проданы старообрядцам. Действительная судьба первоисточника Казанской иконы Богоматери до сегодняшнего дня не установлена.

Возвращение святыни из Ватикана

После переворота 1917 года пришедшая новая власть безжалостно расправлялась с духовными ценностями народа, уничтожала драгоценные церковные святыни. Тогда большое количество древних образов, убранных в драгоценные ризы работы старых мастеров, были проданы на аукционах, приобретены западными коллекционерами. Так получилось, что один из изводов Казанской иконы Богородицы, датируемый XVIII веком, поднесли в качестве подарка папе Римскому Иоанну-Павлу II. Святыня находилась в его покоях с 1993 года. Папа Римский выказывал желание передать святыню Русской Православной Церкви. После переговоров на праздник Успения Богородицы 15 августа 2004 года образ вернулся в Россию. Возвращение Казанской иконы Божией Матери на родную землю имеет глубокий духовный смысл – это знак великой Божией милости к православному русскому народу. Кроме того, поступок папы Римского является выражением намерений Ватикана возобновить искренние доброжелательные отношения с РПЦ.

Казанская икона Богоматери

Канон изображения Казанской иконы Богоматери

Казанский образ относится к оплечному варианту Одигитрии (с греч. «Путеводительницы»). Глубокий смысл иконы состоит в том, что Приснодева является Путеводительницей и Заступницей за каждого православного христианина перед своим Сыном Господом. Именно Иисус Христос – воплощение праведного жизненного пути, истины для христианина. Мария одновременно Мать Господа и человек, поэтому она, лучше других понимающая человеческую природу, имеет возможность просить милости Господа за каждую грешную душу. Дева Мария находится во фронтальном положении, ее голова немного наклонена к Младенцу Христу. Это знак, выражающий любовь, нежность матери, но вместе с тем символ ее преклонения перед Спасителем. На руке Пречистой восседает Младенец Иисус. Правой рукой он благословляет Богоматерь, всех христиан. Вторая же рука скрыта одеждой. На большинстве икон, принадлежащих типу «Одигитрия», Богородица свободной рукой указывает на Христа. Так как в иконографии Казанского образа принято оплечное изображение, второй руки мы не видим. В Казанском образе указание на Спасителя скрыто от поверхностного взгляда. Пресвятая Дева и Христос смотрят на молящегося у иконы человека. Это создает атмосферу близкого духовного общения.

Образ Казанской Богородицы в космосе

13 марта 2011 года после Божественной литургии, которая проходила в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Кирилл приветствовал всех присутствовавших на богослужении. Среди молящихся были представители Федерального космического агентства. Патриарх вручил генерал-полковнику А. Н. Перминову, (руководителю Роскосмоса), летчикам-космонавтам А. И. Борисенко, А. М. Самокутяеву Казанскую икону Божией Матери. В своем напутствии предстоятель выказал пожелание о том, что российские космонавты могут выполнить важную духовную миссию. Размещение святыни Небесной Заступницы на космической станции будет символизировать Покров Пречистой над всем нашим неспокойным, противоречивым миром людей. Уже 7 апреля 2011 года российский космический корабль «Юрий Гагарин» доставил святой образ Богоматери на борт Международной космической станции. Икону разместили в части, занимаемой российскими исследователями.

О чем молятся иконе Казанской Божьей Матери

Записи, которые ведутся монахами и священниками, о случаях чудесных исцелений по молитве Казанскому образу Божией Матери, свидетельствуют, что к Пречистой хорошо обращаться для:
  • Исцеления от любых телесных слабостей, недомоганий. Можно просить помощи от глазных болезней, потери зрения.
  • Духовного прозрения, поиска верного пути, при душевных метаниях.
  • Поддержки в сложных жизненных ситуациях. Молитва придаст силы. Богородица избавит от скорби, печали, подскажет пути разрешения.
  • Помощи в принятии правильного решения. Дева Мария уберегает от совершения ошибок. Может прийти к нуждающемуся во сне, чтобы подсказать, как лучше поступить.
  • Поддержки, помощи защитникам родной земли. Помощи в избавлении от врагов.
  • Для получения благословения на венчание.
  • Укрепления семейных уз, налаживания отношений между супругами.
  • Для родительского благословения детям в любом добром начинании.

Возврат к списку