В сравнении 0
Войти  /  Регистрация
Меню

Тайны Казанской иконы Пресвятой Богородицы: значение, история, иконография образа

Тайны Казанской иконы Пресвятой Богородицы: значение, история, иконография образа Казанская икона Пресвятой Богородицы – это удивительный чистый и сильный образ. Царица Небесная является великой покровительницей всего русского народа, она оберегает от нашествия недругов, дает силы уберечь от врагов Отечество. В то же время она крепкая защитница православной веры, поддерживает и укрепляет духовные силы всех молящихся.
Искренние молитвы перед Казанской иконой Божией Матери помогут в решении многих жизненных проблем. К ней идут при печалях, унынии, бедствиях, когда уже нет сил противостоять болезням, напастям. По вере через освященное изображение Казанской иконы Пресвятой Богородицы можно излечиться от болезней души и тела. Многие улучшили зрение, даже полностью избавились от слепоты.
Зная, в чем помогает Казанский образ, матери издавна вешали эту святую икону у изголовья кроватки ребенка. Пречистая присмотрит за малышом, убережет его от болезни, всего злого, укажет правильный жизненный путь. Радостные и мудрые родители выносили икону навстречу молодой паре, чтобы благословить с поддержкой Небесной Царицы на долгую, праведную, хорошую совместную жизнь. Если же венчание молодых совершалось в день празднования святого образа, то все радовались – жизнь новой семьи будет долгой, счастливой и благополучной.

Казанская икона

История Казанского образа Пресвятой Богородицы

История святой Казанской иконы Богородицы берет свое начало с XVI века. Сегодня обстоятельства ее появления кажутся необычными, удивительными. В 1579 году Казань, благодаря Ивану Грозному, уже 27 лет была в составе России, но ее сложно было назвать русским городом. И даже создание (1553 год) отдельной Казанской епархии, входящей в состав Русской Православной Церкви, не слишком повлияло на расстановку сил: христианских и магометанских. А тут еще и большой пожар 1579 года. Страшный огонь уничтожил почти половину Казанского Кремля, княжеский дворец, Спасо-Преображенский монастырь с похороненными там христианскими святыми Варсонофием и Гурием, ряды торговцев и людские дома. Мусульмане трактовали событие на свой лад. Всюду злопыхатели, они не забывали упомянуть, что гнев Божий пал на головы христиан. Но, оказалось, что огненная стихия принесла не только потери, страдания, а и великое утешение. Ведь именно в этом городе Матерь Божия укрепила свое царствование, чудесно явив свой святой образ людям.

Обретение чудотворной иконы

После пожара главной заботой многих казанцев стало строительство. Лето не вечно, а с приходом холодов без теплого дома семье не перезимовать. Среди погорельцев трудился, не покладая рук, царский стрелец Даниил Онучин, чтобы соорудить жилище себе, жене и дочери Матроне, девочке десяти лет. Однажды приснился Матроне удивительный сон. Явилась к ней Божия Матерь и велела пойти в город, поведать архиепископу и воеводам об иконе Богородицы, которая покоится в земле, а затем достать сей чудесный образ. Девчушка попросила родителей помочь, но они не поверили. А Богородица приходила снова и снова. Мать обратилась за помощью священников, но те не сразу послушали. Помогли только настойчивость да обращения к епископу. Предание гласит, что 8 июля Матрона сама откопала обернутый рукавом из вишневого сукна небольшой образ на одном из пепелищ.

Икона Богородицы
Услышав радостную весть, казанские градоначальники, архиепископ прибыли к месту находки. А затем крестным ходом со всеми почестями сопроводили реликвию в храм Николы Тульского. Отслужив молебен, чудесную икону перенесли в Благовещенский собор, где милостью Пречистой случилось чудо исцеления слепцов: Иосиф обрел зрение по дороге к обители, а Никита – непосредственно в храме. Позже заметили, что Богородица являет особую милость к глазам ей молящихся. Все эти и другие события остались в памяти людей благодаря записям, которые сделал священник Никольского храма Ермолай. Позже он стал Казанским митрополитом и Московским патриархом Ермогеном. Также Ермолай составил службу, приуроченную Казанскому образу с общеизвестным тропарем (церковным песнопением).

Преклонение Казанскому образу Богоматери

Архиепископ и воеводы отправили царю послание с подробным описанием чудесного обретения святого образа и первым точным списком с него. Узнав о милости, явленной Божией Матерью через свой лик, царь Иван Грозный приказал возвести на месте находки образа христианскую обитель. Первыми монахинями Богородицкого женского монастыря (на 40 инокинь) стали Матрона после принятия имени Мавры и ее мать. Праздники Казанского образа Божией матери отмечаются Русской Православной Церковью дважды в год:
  1. 21 июля (8 июля по старому стилю). В день обретения святыни русским народом через девочку Матрону, у которой были видения. Празднование явления образа Богоматери является ежегодным, начиная с XVI века.
  2. 4 ноября (22 октября по старому стилю). Славное освобождение Москвы войском Минина и Пожарского от польско-литовских посягательств (осень 1612 года).
Став митрополитом (1595 год), Ермоген построил в Казани новый собор Успения Пресвятой Богородицы. Количество монахинь увеличили до 64. Слава о ниспосланном Пресвятой Девой чудотворном образе, помощи, которую получают люди по своим молитвам, ширилась очень быстро. Иконе подносили дары простые прихожане и царские особы. Храму жертвовали золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг. Святому лику создали несколько риз: праздничных и на каждый день. Несмотря на разделение, все они были сделаны из драгоценных металлов, щедро украшены бриллиантами, рубинами, сапфирами, низками жемчуга, пр. Императрица Екатерина возложила подарки к Казанской святыне, среди них: золото, драгоценности, бриллиантовая корона самой императрицы и 25 тысяч рублей, предназначенные на возведение нового храма.

Казанская икона – русская помощница в ратном деле

Казанская икона Богоматери получила статус всенародной святыни, ее явление стало знамением, которое Святая Мария дала всей Русской Церкви. И потом многие годы через благодатный лик Богородица являла поддержку и милость России в сложные периоды ее истории:
  • Во времена смуты. Помогла прекратить внутренние распри, создать русское ополчение, а затем освободить Москву от поляков (22 октября 1612 года).
  • Покровительствовала воинам Петра I при битве под Полтавой, помогая победить армию шведов (1709 год).
  • 22 октября – день празднования иконы стал днем победы в битве под Вязьмой. Это переломный момент хода Отечественной войны 1812 года.
  • Укрепляла дух воинов во время Великой Отечественной войны (1941-1945 годов). Везде, где появлялась реликвия, враг не мог продвинуться вперед, пугался устрашающих видений, отказывало немецкое оружие. Москва была спасена благодаря чуду, явленному по молитвам и заступничеством Приснодевы. Освобождение матери русских городов, Киева, состоялось в день празднования Казанского образа Божией Матери.
Казанская Божия Матерь

Списки Казанской святыни

Многие милости и чудеса были явлены через первообретенную икону (оригинал) и многочисленные ее списки (копии). Наиболее прославившимися копиями являются:
  • Петербургский список;
  • Казанская икона в Москве;
  • Каплуновский Казанский образ Богородицы;
  • Казанский Тобольский лик Царицы Небесной;
  • Нижнеломовская Казанская икона;
  • Вознесенская;
  • Павловская;
  • Ярославский Казанский образ Богоматери.
Надо заметить, что в отношении святых образов понятие «оригинал» является условным. Пречистая Дева слышит искренние смиренные молитвы независимо от места и образа, которому они произносятся. Разумеется, если только этот лик освящен. Хотя некоторые высказывают мнение, что Богородица пожелала преподнести православным определенный лик, в котором жест, цвет, поворот головы, манера написания – все имеет тайное или явное значение, символ. А при создании списков иконографы часто вносят изменения в композицию изображения, возможно, корректируя и его смысл.
Оригиналом Казанской иконы Богородицы называют небольшой по размеру образ, который был найден девочкой Матроной (1579 году), а затем утрачен в 10-х годах ХХ века. Копии и списки, сделанные с него, имеют большие размеры, могут отличаться яркостью красок (первый образ был достаточно темный, покрытый слюдой), некоторыми композиционными особенностями.

Утрата дарованной Богородицей Казанской иконы

Оригинал чудотворной иконы практически все время (с момента обретения) находился в Богородицком монастыре города Казань. Лишение образа случилось в годы революционной смуты начала ХХ века. Многие люди утратили веру отцов, смирение, поэтому случившиеся должно стать всем серьезным назиданием. Похищение православной реликвии состоялось ночью с 28 на 29 июня (по старому стилю) 1904 года. Ворами был выбран момент, когда возле святыни никого не было, а монастырского сторожа заперли в подвале церкви. Грабителей в первую очередь привлекло богатое убранство – драгоценные ризы икон (Спасителя и Казанского лика Божией Матери). Благодаря содействию населения преступников быстро задержали и арестовали. Грабеж совершили 28-летний крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян) с Ананием Комовым, их подельниками были Федор Захаров, Николай Максимов, а сожительница Чайкина Прасковья Кучерова со своей матерью покрывали преступников.

В ходе расследования установили, что Чайкин и Комов украли древние святыни в драгоценных окладах. Сняли золото, серебро, камни, чтобы продать, а сами иконы (по свидетельству дочери и матери Кучеровой) разрубили, затем спалили в печи. Народ был возмущен преступлением, всех его участников строго наказали. До сегодня открылось несколько фактов, позволяющих надеяться, что святая Казанская реликвия не уничтожена.
  • По одной из версий, иконы не были порублены и спалены, вместо этого их дорого продали старообрядцам. Позже образ Богородицы оказался за границей и в конечном итоге был подарен Папе Римскому Иоанну Павлу Со временем Ватикан пожелал вернуть образ России, но только при личной встрече Папы Римского и Святейшего Патриарха Московского Алексия II. Так как подобное является невозможным, передача долго откладывалась. Но 15 августа 2004 года посланник Папы вернул образ на Родину. Исследователи установили, что лик, несомненно, представляет ценность, так как является старинной копией оригинала. Эту икону передали на место утраченной в Казанский монастырь.
  • Согласно другой версии, из-за того что раньше предпринимались попытки украсть образ, игуменья Казанского монастыря тайно подменяла каждую ночь оригинальную святыню ее точной копией, оставляя на месте драгоценный оклад. Таким образом, похищенная и уничтоженная Чайкиным икона была только точным списком. Подлинный же образ сохранился в церкви Ярославских чудотворцев, что на Арском кладбище.

Иконографические каноны Казанского образа Богородицы

Казанский образ Пресвятой Богородицы относят к иконографическому типу изображений Одигитрия (Путеводительница). Большая часть икон этого типа представляет Деву Марию с Богомладенцем на правой руке. Но существуют изводы, на которых Младенец размещен с левой стороны. Казанская икона Божией Матери представляет собой огрудное изображение. Богородица должна быть одета в голубую тунику – длинная нижняя одежда, в основном с узкими рукавами. Ее цвет символизирует девственную чистоту Приснодевы. Голова и вся фигура Марии покрыта мафорием – это четырехугольный плат, который надевали поверх туники. На мафории должны быть написаны три звезды – символы чистоты:
  • Звезда на правом плече – Дева до Рождества Иисуса.
  • Звезда на голове – Дева в момент Рождества Богочеловека.
  • Звезда на левом плече – Дева после Рождения Сына Божия.
Также три звезды символизируют Святую Троицу (Бога Духа Святого, Бога Отца, Бога Сына). Так как на изображении есть Иисус (третья звезда), он закрывает одну на плече. Вокруг головы Богородицы и Христа написаны нимбы. У Богомладенца нимб с вписанным крестом. Возле фигур присутствуют подписи, выполненные греческими буквами.
Фигура Пресвятой Богородицы изображена фронтально. Голова слегка наклонена вбок к Христу. Этот жест означает одновременно нежность к Сыну, преклонение перед Спасителем, указывающее движение – Христос есть Спасение, Истина и Путь.
Младенец сидит на левой руке Девы Марии, правая скрыта. Правая рука Иисуса Христа поднята в благословляющем жесте, вторая – спрятана под одеждой. Взгляды Пречистой и Спасителя направлены на того, кто молится перед образом. Это создает атмосферу духовной приближенности, внимания к каждому человеку, его просьбам и мольбам.

Возврат к списку