В сравнении 0
Войти  /  Регистрация
Меню

Чудодейственная сила иконы Богородицы «Тучная Гора»

Чудодейственная сила иконы Богородицы «Тучная Гора» Сейчас икона Божьей Матери «Тучная Гора» переживает возвращение утерянной ранее популярности. Многовековая история чудодейственной святыни наполнилась вторым дыханием. Возле чтимых списков молятся все новые и новые поколения верующих. Своею милостью икона Приснодевы «Тучная Гора» одаряет всех, искренне к ней обращающихся молитвами и просьбами о помощи.

Название, его толкование

Часть названия иконы «Тучная Гора» связана с пророчеством, которое находится в книге пророка Даниила. Согласно изложенной там версии, вавилонский царь Навуходоносор увидел загадочный и дивный сон. Правитель собрал мудрецов. От них требовалось угадать содержание сна и дать его толкование. Среди любомудров находился великий пророк Даниил. Вместе с другими соплеменниками он еще подростком подвергся вавилонскому пленению. Полученное халдейское образование Даниил сочетал с сакральным даром – пониманием и толкованием снов. Великий пророк объяснил Навуходоносору сновидение про идола (колосса на глиняных ногах). Приснившийся истукан имел золотую голову. Его телесные части состояли из серебра, меди и железа. Пальцы ног у идола были из железа и глины. Навуходоносору приснилось, что истукан был разбит упавшим с горы камнем. Даниил отметил, что камень «нерукотворно» отвалился от горного массива. Поэтому пророчество толковало смену языческих царств, их разрушение и появление созидающего начала для сотворения царства Божьего. Камень символизировал мессию (Христа), гора – прообраз Богородицы.

Богородица "Тучная гора"
По аналогии с Богородицей, непорочно произведшей сына, за Горой закрепляется характеристика «тучная», т. е. «налившаяся». Часто выражение «Тучная Гора» как обозначение Пресвятой Богородицы употребляется с замещенным эпитетом «Несекомая Гора». Смена обозначения качества указывает на то, что камень отвалился без помощи рук человеческих, его никто из людей не отсекал от горного тела. Из Богородицы чудеснейшим образом родился Христос – Камень, не сеченый руками человеческими. Символьные формулы «Нерукосечный Камень», «Несекомая Гора» закрепляют представления о приснодевстве Богоматери. В обобщенном толковании Гора также получает значение Царства Божьего.

Историческая справка

Точные исторические данные об авторе иконы Богородицы Тучная Гора, времени ее создания не сохранились. Известно только, что в XVII веке местонахождение этого артефакта определялось одним из мужских монастырей в Твери.

Священная награда

Настоятель религиозной общины монахов решил вознаградить некоего Косму Волчанинова за качественно проведенные ремонтные работы. Их объем оказался значительно больше оговоренного предварительного. А сделано было все на совесть. Тогда настоятель предложил мастеру выбрать один из святых ликов как награду за ответственное выполнение ремонта. Внимание Космы привлекла икона, стоявшая прямо на полу слева в соборном клиросе. Располагалась она там, по-видимому, «за излишеством». Поэтому настоятель с легкостью пристал на выбор Волчанинова. Косма же воспринял икону как величайшую святыню, находившуюся в неподобающем для нее невнимании. Благоговейное отношение к святыне Косма сохранил до конца своей жизни. Иконописный лик передавался последующим поколениям с особым трепетом.

Тучная гора

Преступное забвение

Но один из внуков Космы Волчанинова не отличался религиозно-прилежным старанием. Чудодейственный образ был заброшен на чердак, и о нем забыли. Далеко неправедная жизнь потомка Космы становилась в тягость его близким. Наибольшие издевательства и оскорбления от непутевого мужа и его родни терпела жена. Отчаявшаяся женщина решила свести счеты с невыносимой жизнью. Она покинула дом, направилась в пустую баню. Внезапно по дороге женщина встречает незнакомца. Похож он был на монаха. Мужчина велел гонимой невестке возвращаться домой, помолиться пред иконой Божьей Матери «Тучная Гора». После этого незнакомец пообещал женщине спокойную и хорошую жизнь.

Возвращение чудодейственного лика

Произошло это событие перед празднованием Благовещения Приснодевы Марии. Изумленная невестка, вернувшись домой, рассказала обо всем происшедшем. Бросились разыскивать таинственного монаха. Но его никто не видел. Иконописный лик нашли, сняли с чердака, очистили, водворили на почетное место. Пригласили приходского священника. Он пред иконою совершил всенощное бдение. Впоследствии оно повторялось ежегодно в тот самый день. А семейная жизнь наладилась, как и было обещано таинственным монахом. После этих событий икона еще больше 150 лет находилась в семействе Волчаниновых. Екатерина, дочь последнего представителя рода, принесла чудодейственный лик как величайшее наследие в семью Коняевых. Дважды в течение года (24 марта, 7 ноября) перед иконописным обликом проводились всенощные бдения и молебны. Екатерина после смерти мужа осталась жить в доме брата Коняева. С нею оставалась икона. К Царице Небесной стали приходить многие богомольцы. С горячей надеждой на ее милосердие уповали матери, имеющие больных детей. От иконописного лика исходили чудесные исцеления. Количество молящихся, обращающихся за заступничеством, неизменно увеличивалось.

Передача в храм

По завещанию Волчанинова-старшего, иконописную Пресвятую Богородицу надлежало передать в храм, когда прервется мужская родовая линия. Однако чудодейственный лик находился в доме Коняевых и после смерти Екатерины, которая была дочерью Василия Волчанинова – последнего представителя рода. Длилось это пребывание еще больше 50 лет. Знавший о завещании старик Коняев долго решал, в какой храм передать икону.
В начале второй половины ХІХ столетия в Твери запланировали расширить церковь при Смоленском кладбище. К существующему престолу Смоленской Богоматери наметили добавить еще один «Святой Стол». Посвящалось это расширение придела на честь преподобного Макария Калязинского и святителя Тихона.
По окончательному решению Коняева цельбоносная иконописная Богородица передавалась в этот храм. Старик считал его самым лучшим местом, поскольку церковь располагалась на самой высокой точке в городе. На этой возвышенности в старину жители спасались от наводнений. За местом закрепилось название «гора». В 1866 году произошло символическое событие. Икона Божьей матери «Тучная Гора» была перенесена в созданный придел. На следующий день, 16 июля того же года, Старицкий епископ Антоний освятил дополнительный алтарь с престолом. Иконописный образ расположился на местной горе, воздавая своей милостью каждому богомольцу. Святая икона стала привлекать еще большее число верующих. Ее приносили в дома граждан по просьбам претерпевающих болезни.

Утерянный след и возрождение

Со временем благодарные богомольцы позаботились об украшении и придании иконе серебряной ризы. Позже эта же риза была вызолочена. Наступившее лихолетье после 1917 года смело многие религиозно-христианские ценности. Не имеющие веры разрушили Смоленскую кладбищенскую церковь. Утварь была расхищена. В тот период хаоса пропала чудодейственная икона.

Богородица Тучная гора
Новое рождение икона пережила в 1993 году. Виктор, архиепископ Тверской и Каширский, благословил создание списка утерянного чудодейственного лика. Возобновилось торжественное почитание иконы. Молящемуся люду возвращена возможность обращаться к образу Божьей Матери «Тучная Гора». В Тверских храмах размещены два почитаемых списка. На иконах восстановлены сюжет, общая композиция, основные детали. Один список помещен в Вознесенском соборе, другой – в Скорбященской церкви (церкви Божьей Матери «Живоносный источник»). В этих храмах заметно возросло число прихожан. Связывают такое явление с возвращением чудодейственного лика Божьей Матери «Тучная Гора». Очевидно, что в дореволюционные времена создавалось великое множество копий, производных от одного оригинала. Однако обнаружить списки в других храмах оказывается весьма сложно. Поэтому чтимыми остаются два списка из тверских храмов. Именно к ним часто обращена молитва верующего, который ищет заступничества Божьей Матери и благодати.

Описание и символическое значение

Современное представление об иконописном образе Божьей Матери «Тучная Гора» формируется сохранившимися словесными описаниями. Об общих размерах можно судить по отмеченным параметрам. Икона имела 11 вершков высоты и 12 – ширины. В привычных единицах измерения это составляет площадь 49 × 54 см. Оформление иконы выполнено с поразительным изяществом пропорций, наполнением глубоким религиозно-символическим смыслом всех деталей и образов. Фигура Божьей Матери представлена на полукруглом возвышающемся основании. Его символическое значение ассоциируется с горою, которая является лейтмотивным образом.
Чело Божьей Матери венчает корона. Голова Пречистой Девы изображена в ракурсе, подчеркивающем таинственность и целомудренность. Почти лебединый изгиб шеи с особой грациозностью хранит нечто сказочно-средневековое.
Икона Богородицы
В правой ладони Приснодева держит гору, из которой как бы вырастает церковь. Внешне ликом Божья Матерь обращена к этому русскому храму с характерной пятикупольной структурой. Но когда находитесь прямо перед иконописным образом, замечаете, что внутренне Богоматерь устремлена к молящемуся. Этот парадокс закрепляет не сюжетные функции фигуры, а сакральные. Изображение не столько показывает что-либо, сколько соучаствует произносящим молитвы. На левой руке Божьей Матери удобно и спокойно размещается Христос-младенец. Своими перстами Богомладенец благословляет пятикупольный храм с золотисто-сверкающими крестами. Цельная гора, служащая своеобразным фундаментом для церкви, свидетельствует о моменте, когда Камень еще не обрушился на мир. Христианский храм и вера твердо стоят на возвышении. Еще одна важная деталь, как это свойственно многим иконам, образуется некоторыми изводами. Складки на ризе Спасителя устраивают чашу. По Евангелию Христос обещал живую воду. Вот она и стекает струями золотистой ткани.

Явленные чудеса и благодатная сила

Зафиксированы воспоминания священника Иоанна Богословского из села Буйлово Тверской губернии. Детские годы его наполнились страданиями от глазных болей. Малолетнего ребенка мать несколько раз подносила к чудотворному лику. Глаза ребенку мазались маслом из лампады, висевшей подле Святого лика. Каждый раз боли отступали, мальчик испытывал облегчение, а со временем окончательно избавился от хвори. На протяжении более трех столетий икона Божьей Матери «Тучная Гора» являла многократные чудеса. Щедрые подношения чудодейственному лику оставляли купцы, подрядчики, вдовы. Для ношения святыни по домам нуждающихся устроили специальный жестяной футляр со стеклянной крышкой.

Дни почитания

В Смоленской кладбищенской церкви установилась традиция празднований в честь Богородицы «Тучной Горы». Торжества проводились три раза ежегодно (даты указаны по старому стилю):
  • 24 марта (в память первого совершенного чудодействия);
  • 16 июля (во имя дня освещения ее придела в кладбищенской церкви);
  • 7 ноября (по установившемуся издревле обычаю, связанному, скорее всего, со днем перемещения в дом Космы Волчанинова).
Молитва Богородице С особым христианским тщанием соблюдаются эти праздники в Твери. Город был местом длительного хранения оригинала. Со временем в Твери разместились два списка.

С какими молитвами обращаться

К иконописной Богородице «Тучная Гора» с молитвами лучше обращаться тем, кто нуждается в:
  • возвращении либо обращении заблудшего;
  • успокоении мятущегося духа;
  • обретении душевного спокойствия;
  • восстановлении мира, любви и взаимопонимания при усложнившихся отношениях в доме или семье;
  • защите от стихийных бедствий;
  • покровительстве при проведении трудных дел;
  • исцелении больного ребенка от многих недугов душевных и телесных свойств.
Молиться можно, используя специальные или канонические молитвы. Услышит Пресвятая Богоматерь «Тучная Гора» и тех, кто будет говорить простыми словами, но идущими от искренней души. Главное – обращаться к иконописному лику с глубокой верой и христианским смирением.


Возврат к списку