Иконография Владимирского образа Девы Марии
Владимирская икона Богородицы, без сомнения, является самым нежным и лиричным из всех существующих типов иконографий Божией Матери. Этот иконописный тип так и называется – «Ласкающая», или «Умиление». Что может быть более нежным и чувственным, чем Мать, которая ласкает своего Младенца. В иконописном изображении есть своя история, все сложнее. Мать любящая, страдающая, принимающая тяжкий крест, судьбу, своего Дитя, поддерживающая его во всем, готовая помочь и разделить ношу. Именно такой наполненный глубокий образ Божьей Матери, которая ласкает Сына, его истинная человечность стал особенно близок, созвучен русской душе.Владимирская икона стала источником вдохновения для многих иконописцев, создавших свои варианты «Умиления» на Русской земле. Они находятся в различных городских и региональных храмах, многие являются чудотворными. Ведь милостивая Богородица слышит всех молящих, приходящих к ее лику.
Кроме прямого значения иконографическое изображение несет скрытый, более глубокий богословский смысл. Матерь Божия, нежно ласкающая свое Дитя, – это человеческая душа, которая в молитве приближается к Богу. В то же время Господь Иисус любит каждую Душу и дарит ей свою Искупительную Жертву для спасения и очищения. В темных печальных глазах Богородицы читается знание о том, что Ее любимого Сына ждут страдания ради людей. Нежное тихое ласкание Матерью Младенца Христа предугадывает Его будущее оплакивание. Владимирский образ Богородицы – образец высокой духовности и культуры, осмысления и понимания высокого значения рождения Сына Божьего Иисуса Христа среди людей. Палитра материнских чувств является апогеем человеческой жертвенности, смирения и самоотречения. Композиция Владимирского образа включает две фигуры: поясную Божией Матери и Младенца Иисуса, который сидит на ее правой руке, тесно прильнув щекой к щеке Марии. Нимбы над Богородицей и Христом сопряжены. Головы Матери и Сына обращены друг к другу, что символизирует единство Христа и Христового Храма. Характерная черта, по которой можно определить Владимирскую икону, – особенное положение ножки Младенца Иисуса. Она согнута таким образом, что видная вся ступня («пяточка»). Богородица одета в красный мафорий. Изображение находится на золотом фоне, который олицетворяет божественный свет. Православная иконописная традиция включает в себя как односторонние иконы (их обратная сторона может быть закрыта тканью), так и двусторонние. То есть, обратная сторона доски также имеет изображение. Самая известная из подобных святынь – Владимирская Богоматерь и есть основным изображением. На обороте написан образ-символ «Этимасия». Мы видим то, что уготовано Господу Иисусу: престол с расположенными на его поверхности орудиями страстей (терновый венец, крест, гвозди, копье, губка, которая смочена в уксусе).
На нижней части Владимирского образа Богоматери остались следы от ручки, что свидетельствует о том, что это была выносная икона. Со временем предпринимались шаги для «починки» или обновления образа. Предположительно это делали четыре раза: в XIII, XIV, XV и XVI веках.