Описание иконы
Наиболее подробно описывают оригинал иконы Озерянской Божией Матери исследователи Д. П. Миллер и Д. И. Багалей в своем труде «Истории города Харькова за 250 лет его существования» (с 1655 по 1905-й год). Икона представляет собой изображение высотой 40 см, шириной 34 см, написанное на холсте, который прикреплен к доске. Манера рисования образа указывает, что его автором является древний простой художник южнорусского происхождения. Об этом свидетельствуют достаточно грубые очертания фигур, а также характерные для малороссийских памятников XVII-XVIII века краски (голубая, красная).
Чудодейственная икона, со слов авторов, была в плохой сохранности, но позволяла рассмотреть фигуры, их расположение, цвета. На Богородице был надет красный хитон с голубым мафорием (длинным покрывалом), голова увенчана короной. Лицо Матери повернуто к Младенцу Иисусу, правая рука указывает на то, что Мария молится, а левая держит Младенца-Искупителя. Иисус изображен в длинной красной рубахе, на голове – корона, похожая на первую. Сын Божий держит Евангелие левой рукой, а правой при этом благословляет молящихся. Вокруг голов Богородицы и Иисуса желтые нимбы. Вокруг фигур на иконе изображены звезды, а в верхней части слева и справа – облака. Харьковский и Черниговский архиепископ Филарет подтверждает приведенное описание иконы в историко-статистическом анализе Харьковской епархии. Он акцентирует внимание на нарисованных звездах, как особенности, которая выделяет святой образ ликов Озерянской Богоматери и Младенца Христа. Упоминает также их одежду – «червленые ризы», украшенные звездами. С момента обретения и до сегодняшнего дня с Озерянской Богородичной иконы много раз писались копии, некоторые из них имели существенные отличия с оригиналом. Известны случаи, когда списки унаследовали способность творить чудеса, чем заслужили известность среди православных. Последняя копия была написана в сентябре 2010 года. Целью ее создания стало максимально точное возобновление первоначального изображения святого образа. Описание Д. П. Миллером и Д. И. Багалеем стало главным источником информации об изображении, ведь оригинал иконы был потерян в 30-е годы прошлого века. Освящение последнего списка произвели 16 сентября 2010 г. на месте истинного обретения (село Озеряны). Образ поместили в Крестовоздвиженский храм при Свято-Покровском мужском монастыре епархии города Харькова.