История образа в XIII веке
XIII век – время, когда икона Пресвятой Богородицы Феодоровская очень почиталась русским народом. Свое название она получила в честь князя Ярослава-Феодора (Феодор – имя в крещении, дань святому Феодору Стратилату), отца Александра Невского. По преданию, именно этим образом князь благословил в день венчания молодоженов, Александра и его супругу. Это событие породило еще одну версию возникновения иконы – некоторые историки считают, что Ярослав заказал ее написание как подарок к свадьбе сына. После венчания Александр Невский не расставался с чудотворной иконой и везде возил ее с собой, она стала его моленным образом. Считается, что именно ее сила помогала князю в его правлении, поддерживала при битвах и уберегала от бед. После смерти князя в 1263 году (умер Невский при монастыре, возведенном его отцом) святыня перешла к младшему брату Василию. Именно с ним связано одно из знаменитых чудес, которые явила чудотворная икона. 1272 год стал особенно тяжелым – постоянные набеги татар опустошали русские земли. По примеру своего деда Андрея Боголюбского, который во все свои битвы брал чудотворный образ Владимирской Божией Матери, Василий выступил на защиту Костромы с Феодоровской иконой. Как только войска приблизились друг к другу, от образа начали исходить яркие сильные лучи. Они испепеляли и ослепляли врагов, так князь с Божьей помощью смог победить татар. XIII век явил и другие чудеса святого образа. Дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой. Не были обожжены даже края досок, а все краски не потеряли яркости. Более того, Феодоровская икона многие столетия оставалась чистым ликом, не подвластным времени. Потемнел образ намного позже, уже в нач. ХХ века, незадолго до отречения царя Николая II.