Каноны изображения икон похвалы Пресвятой БогородицыОбразы Похвалы Пресвятой Богородицы появились позже.
На сегодняшний день в России самой древней иконой Похвалы Пречистой считается икона «Похвала Богоматери с Акафистом». Это хранимый московским Успенским собором образ, который создан греческим иконописцем приблизительно во второй половине XIV века. Каноном для иконописи этого типа стали слова патриарха Германа Константинопольского о пророчествах, предсказывающих появление чистой земной Девы. Она воплотит в себе: «стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». Основываясь на этих строках, в композиции иконы вокруг изображения Богоматери должны присутствовать 25 ветхозаветных пророков, которые держат в руках книги или свитки с пророчествами, а также определённые символические предметы:
- Иаков – лестницу, которая соединяет Землю с Небесами;
- Моисей – Неопалимую Купину,
- Валаам – звезду (символизирующую приход Мессии);
- Гедеон – руно (прообраз Благовещения);
- Иезекииль – врата (затворенные врата – символ Пречистой);
- Иеремия – скрижали;
- Исаия – клещи и угли (означающие очищение);
- Иессей и Аарон – процветшие жезлы (символизирующие Богородицу);
- Давид и Соломон – уменьшенный Иерусалимский Храм;
- Аввакум и Даниил – горы (знак царства).
Иконографы придерживались канонических требований, но часто, вносили в изображение что-то отличное, как правило, вкладывая определенное значение. Похвальные иконы Божией Матери отражают местные, исторические моменты, актуальные для времени и места написания. Так, например, икона Похвала Пресвятой Божией Матери (Киевская) восхваляет Царицу Небесную, изображая Ее восседающей на престоле с Младенцем Иисусом на руках в окружении архангелов, святых покровителей города. В нижней части композиции коленопреклоненные святые старцы держат в руках православный храм, увенчанный золотыми куполами.