Икона Божией Матери "Казанская" (Петербургский список)21 сентября 2011 года Казанскому кафедральному собору исполнилось 200 лет.
Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г.
Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.
День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.
Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими.
При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
Казанский собор со дня освящения был духовным центром Санкт – Петербурга, с середины ХIХ века он являлся самым большим православным храмом столицы и имел значение придворного храма царствующего Дома Романовых. В Казанском соборе венчались все члены царской семьи. Особенно пышно было отмечено трехсотлетие династии Дома Романовых. Жизнь многих исторических личностей связана с Казанским собором.
В 1813 году Казанскому собору суждено было стать своеобразным памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и усыпальницей одного из величайших российских полководцев – светлейшего князя М.И. Голенищева-Кутузова- Смоленского.
В период с 1932 г. по 1992 г. собор был поруган и закрыт.
В 1932 году ЦИК СССР своим постановление передал Казанский собор Академии наук СССР для размещения в нем Музея истории религии и атеизма. С купола Казанского собора был снят крест, и вместо него установили позолоченный шар со шпилем. Началом музейной экспозиции послужила антирелигиозная выставка, размещенная в 1930 г. в залах Зимнего дворца. В качестве своеобразного выставочного зала служила колоннада собора
.В 30-е — 70-е годы в чердачные помещения собора были вывезены и замурованы мощи целого ряда русских святых: святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Они будут находится там до конца 80-х — начала 90-х г.
Несколько изменилась ситуация в годы Великой Отечественной войны.В период блокады Ленинграда на площади перед Казанским собором была установлена батарея зенитных орудий. Памятники города укрывались в земле, но памятники Кутузову и Барклаю де Толли, как и памятник Суворову на Марсовом поле, стояли открытыми.
В годы блокады в музее были закрыты практически все помещения. В подвале собора размещалось одно из подразделений штаба Ленинградского фронта. В 1942 г. в одном из залов музея была открыта выставка "Отечественная война 1812 года". У могилы Кутузова воины давали клятву на верность Родине. Территория вокруг собора вплоть до лета 1944 г. использовалась под огороды.
Артиллерийские обстрелы тяжко сказались на состоянии Казанского собора. В него попали три тяжелых снаряда. На куполе и крыше насчитывалось 1 600 пробоин от осколков снарядов и бомб, колоннады и стены собора были покрыты глубокими шрамами, сквозь пробоины проникала влага, от сырости разрушались стены и своды здания, скульптура, настенные росписи. В некоторых помещениях рухнули перекрытия.
С 1951 г. начались реставрационные работы.Летом 1989 г. в здании собора состоялся акт передачи мощей святого Александра Невского Русской Православной Церкви. Крестным ходом по Невскому проспекту они были возвращены в Александро-Невскую лавру. Вскоре после этого были возвращены мощи святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких. А затем произошло новое обретение мощей преподобного чудотворца Серафима Саровского.
В декабре 1990 г. в хранилище музея, который теперь, отказавшись от старого названия, стал именоваться Музеем истории религии, нашли предмет, не значащийся ни в каких актах и документах. При вскрытии были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий II направил в Санкт-Петербург комиссию для освидетельствования. При осмотре святых мощей комиссия установила, что это действительно вновь обретенные мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского всея России чудотворца.
11 января 1991 г. в Казанском соборе состоялась торжественная передача святых мощей Предстоятелю Русской Православной Церкви директором Музея истории религии. Затем Патриархом был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому, после чего ковчег с мощами был доставлен в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Мощи находились здесь до 6 февраля, затем вернулись в Серафимо-Дивеевский монастырь, их которого некогда были изъяты.
Прошло еще несколько месяцев, и на чердаке Казанского собора были обнаружены мощи святого Иоасафа Белгородского, считавшиеся навсегда утраченными.
В этот же период по многочисленным просьбам верующих в открывавшиеся храмы из музея поступали иконы, утварь, облачения для священнослужителей, что сыграло определенную роль в возрождении ряда храмов Санкт-Петербурга.
Важнейшей вехой на пути передачи самого здания собора Церкви стало возведение над храмом креста. Это торжественное событие имело место 30 апреля 1994 г. в присутствии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
В то же время процесс освобождения здания храма от музея проходил достаточно медленно, несмотря на то, что музею было предоставлено большое здание на Почтамтской улице (недалеко от Исаакиевского собора). Процесс переселения музея в новое здание не завершен вплоть до настоящего времени.
4 ноября 1990 года войдет в историю Казанского собора как день его возрождения.
В этот день — праздник Казанской иконы Божией Матери — священником Григорием Красноцветовым, клириком Князь-Владимирского собора, после более чем семидесятилетнего перерыва в здании храма была отслужена Божественная литургия. На литургии присутствовали сотни людей, которые занимали все свободное пространство в храме. Вскоре образовалась община Казанского собора. Первым настоятелем возрожденного храма стал игумен Сергий (Кузьмин).
Однако "воцерковление" здания происходило крайне медленно. С 1991 г. в соответствие с соглашением совета общины с музейным руководством регулярные службы в Казанском соборе стали осуществляться лишь в воскресные и праздничные дни.
Но после длительного перерыва Казанский собор- вновь духовный центр Санкт – Петербурга, в 1999 году он был возведен в кафедральное достоинство. В настоящее время, богослужения в соборе проходят ежедневно, налажена активная жизнь прихода.
Казанский Кафедральный Собор и ООО « Мир Афонской иконы» осуществили совместный проект к 200- летию собора - выпустили точную копию чудотворной иконы Казанской Божией Матери.