Икона Божией Матери «Призри на смирение».
Чудотворная сила образа.
Одним из наиболее красивых и потому примечательных чудотворных церковных образов считается Божья Матерь «Призри на смирение».
Происхождение
Ныне известная история иконы Божией Матери «Призри на смирение» начинается с её появления в 20-м году 15-го века на озере Каменном (Бежаницкий край Псковских земель). Точные обстоятельства этого события не уточняются, но многие полагают, что тогда образ был крайне необходим для утешения и ободрения людей в период «морового поветрия» (так называлось время голода и эпидемии) и вторжения литовского князя Витовита. Новоявленное изображение Богоматери плакало кровью (жидкость струилась из правого глаза Девы). Так Богородица являла псковичам свою скорбь и желание помочь им. Летописи свидетельствуют о том, что икона была перенесена во Псков, где её поместили в соборную церковь имени Живоначальной Троицы. Позднее с ней стали проводить Крестные ходы и к ней же возносились горячие молитвы о разрешении всех напастей, обрушившихся на Псков. Благодаря заступничеству Пресвятой Девы моровое поветрие всё же завершилось.
Описание и значение
Образ Богоматери «Призри на смирение» относится к типу «Одигитрия» (иначе, «Путеводительница»). Дева Мария на этой иконе увенчана короной, правая её рука удерживает скипетр, а левая касается младенца Иисуса, который стоит у неё на коленях. Десница (правая рука) Спасителя нежно дотрагивается до щеки Матери, а в левой его ладони покоится держава, что символизирует божественную власть над миром. Но это описание достаточно общее. Из-за принадлежности к образу «Путеводительница» изображение может оказаться неодинаковым в различных храмах и иметь множество принципиальных отличий. Название иконы имеет своим истоком слова Евангелия от Луки и подразумевает просьбу людей, обратить внимание на их моления и смиренное ожидание небесного заступничества.
Списки и их местонахождение
К сожалению, уже в 19-м веке не встречается упоминаний о самом древнем изначальном образе Богородицы «Призри на смирение». Существует предположение, что он пропал в одном из опустошительных псковских пожаров. Один из списков этого богородичного лика имелся у Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Это была его келейная икона. После смерти Иоанна образ был перенесён в Сретенский храм Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. На данный момент он размещён в Троицком кафедральном соборе (псковский Кремль) по правую сторону от алтаря. О других списках сведений мало. Один из них с конца 17-го столетия пребывает во Флоровской Вознесенской женской обители (Киев), а другой был направлен в главное храмовое здание Свято-Введенского мужского монастыря (Киев).
Появление киевского образа
Авторство того списка, что был передан в Свято-Введенский киевский монастырь принадлежит некоей княгине, которая приняла схиму и была наречена Марией. Она и в миру обладала значительными художественными талантами, а после несения различных аскетических подвигов, приобрела достаточный духовный опыт, чтобы Господь благословил её написать лик Пречистой Девы. Обычно женщинам не дозволено прикасаться к мощам, но для Марии было сделано исключение. Она позаимствовала от них небольшую косточку, которую использовала как инструмент для написания образа. В процессе работы она обмакивала эту частичку мощей в краски, замешанные на святой воде, и непрерывно творила Иисусову молитву. С 1917-го года, после переворота, образ хранился сначала у Бориса Квасницкого (20 лет), а после у его духовной дочери монахини Феофании (55 лет). Последние 30 лет Феофания прожила во Фроловском монастыре, где и произошло первое, связанное с иконой чудо – исцелилась глухонемая девочка. Дитя некоторое время оставалось одно в келье. Возвратившись за ребёнком, родители обнаружили, что девочка слышит и говорит. Сама малышка, не совсем ещё понимая, как точнее описать то, что с ней произошло, сказала просто «Тётя на меня дохнула» и указала на изображение Богоматери. В 1992 году образ был передан в дар недавно открывшемуся Введенскому монастырю. Там для образа был сооружён особый киот. К нему подходили очень многие верующие, привлечённые красотой богородичного лика.
Спустя год было принято решение отреставрировать икону Божией Матери «Призри на смирение», поскольку показалось, что изображение потускнело. Однако после того как было снято защитное стекло, стало ясно, что замутилось именно оно а не сам образ. На прозрачном изначально материале отчётливо просматривались силуэты Богородицы и Спасителя. При этом изображение приобрело вид негатива, где светлые участки стали тёмными и наоборот. За исследование этого отпечатка брались даже учёные, которые подтвердили нерукотворное происхождение отпечатка, а также указали на его органическую природу. Впоследствии лики на стекле, как и сама икона, послужили причиной многочисленных исцелений.
Чудотворная сила образа
Указ Синода Украинской Православной церкви, принятый в ноябре 1995-го года, постановил признать чудотворную силу образа, находящегося в Свято-Введенском монастыре Киева. Это неудивительно, поскольку многие из тех, кто там побывал, стали свидетелями настоящих чудес. В подтверждение этих событий икона обрамлена несчётным количеством различных украшений, оставленных благодарными прихожанами.
https://youtu.be/C1pB50UsBi4
Made on
Tilda