В сравнении 0
Войти  /  Регистрация
Меню

Складень двойной

Складень двойной Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», — писал архидиакон Павел Алеппский [Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1898. Вып. 3. С. 136].

В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века.
Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения.

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней, описанные ниже.

                                        1. Двустворчатые складни с малыми створами; основные сюжеты:

-Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;

-Деисус, Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец.

                                           2. Трехстворчатые складни разной величины; основные сюжеты:

-Деисус (три вида);

-Деисус с избранными святыми, так называемые складни-«девятки», в среднике которых Деисус, на створках — изображения святых (по три фигуры на каждой), при этом существовало два варианта иконографического извода.

 Наиболее популярным изводом является:

 -апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец, московский митрополит Филипп (левая створка);

 -Ангел-хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие (правая створка);

-изображения избранных трех из Двунадесятых праздников;

-Двунадесятые праздники (створы большие);

-Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;

-Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (тройные малые створы).


3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы);

основные сюжеты:

-изображения Двунадесятых праздников (на трех створах);

-изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста. Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII — начала XX века и имели хождение по всей России.

Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок.


Возврат к списку