Войти  /  Регистрация
Меню
Распятие Смерть Христа на кресте — центральный образ христианского искусства и зрительное средоточие всех помыслов христианина.

Своей жертвой на кресте Христос явил возможность человеческого искупления, иными словами, своего избавления от первородного греха Адама, унаследованного всем человечеством. Ранняя Церковь избегала этого сюжета.

Во времена гонений на христианство в Римской империи, распятие Христа изображалось символически посредством агнца, помещенного рядом с крестом. Даже во времёна Константина Великого, крест изображался без фигуры Христа.
                    
                            =Распятие как конспект (напоминание о) христианском учении.=

Распятия имеют доктринальное происхождение.
-Средние века — символико-аллегорическое выражение доктрины.
-Контрреформация — простой предмет поклонения, с лаконичным изображением одного лишь Христа.
- Итальянское Возрождение — подробной, картинный и многофигурный пересказ евангельской истории.

Наиболее ранние известные изображения Распятия относятся к VI в. Они очень редки. Широкое распространение сюжет получает в эпоху каролингов (резьба по слоновой кости, чеканка, в иллюминированных манускриптах). С того же времени появляются характерные для «Распятия Христа» сопровождающие фигуры и образы: Дева Мария и Св. Иоанн Евангелист; центурион [сотник] и человек с губкой; два разбойника; солдаты, разыгрывающие одежды; символические (солнце и луна) и аллегорические фигуры (Последним суждено было отмереть в эпоху раннего Возрождения)(Церковь и Синагога).

В ранней, идущей из Византии, трактовке Христос изображался как торжествующий Спаситель — живым с открытыми глазами и в царской короне. С XI в. появляется новая трактовка сюжета, с акцентом на страданиях Христа — изнуренная фигура, поникшая голова, терновый венец (немного позднее).

Доминирующий образ в западном искусстве. Средневековые авторы акцентируют «историческую» связь Грехопадения и Распятия: Показывается, что крест был сделан из райского Древа познания (или выросшего из его семени). Распятие соотносится с местом погребения Адама, чей череп (Кроме того, череп отсылает к названию Голгофа — лобное место) лежит в основании креста. Искупительная кровь, истекающая «из ребра» Христа, собирается в евхаристическую чашу (Концепция об искупительной силе крови Христа, излившейся на крест была включена в таинство Причастия).

Этот сюжет невольно побуждает к симметричной композиции. Прослеживается отчетливая тенденция парного размещения фигур по обе стороны креста. Различие в «моральном достоинстве» правой и левой сторон, отданных добродетели и пороку. также были распяты: апостолы-Андрей, Пётр, и Филипп. А так же- мученики  Косма и Дамиан

Возврат к списку