Войти  /  Регистрация
Меню
Икона Спаситель В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи ПублиюЛентулу, предшественнику Понтия Пилата. В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа: «Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разде¬лены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка крас¬новатый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных.»

Весь стиль письма не соответствует посланию римского наместника и выдаёт его христианское происхождение, хотя определить точную дату его составления не представляется возможным. Сам документ обнаружен в латинском переводе в рукописи между сочинениями Ансельма Кентерберийского, архиепископа и богослова XI века, однако историки не сомневаются в его гораздо более раннем греческом происхождении. Также о прокураторе Иудеи по имени ПублийЛентул не известно из других источников, а предшественником Пилата был Валерий Гратус.[6]

Похожее описание Христа дал иерусалимский монах Епифаний в «Житие Андрея Первозванного» (1-я половина IX века):
Спаситель «былъ весьма прекрасенъвидомъ (какъглаголетъпророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъдобро́тою паче сыновъчеловѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъвозвышенiемъ шести полныхъфутъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣенапоминавшiе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящiя (подобно тому, какъразсказываетъисторiя о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтищебѣ, и черменъ и лѣпъочима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокiй, съдолгимъносомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въдѣтскомъ Его возрастѣ; сълегкимъсклоненiемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнагоцвѣтатѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающеесякъ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткiй обычай и во всемъбезгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъОнъ Ей уподоблялся и приравнивался».

В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца) (Ин.1:29), пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы мясом накормить птенцов), дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем, ягненка под якорем, символизирующим крест, рыбы (ихтис).

Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа были запрещены.

Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.

Возврат к списку