В сравнении 0
Войти  /  Регистрация
Меню

Икона Божией Матери "Валаамская"

Икона Божией Матери "Валаамская" История обретения Валаамского образа Пресвятой Богородицы во многом напоминает сказание о Державной иконе.

Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, Наталья Андреевна Андреева, происходившая из крестьянок Тверской губернии, которая страдала сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме на колонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображена во весь рост с Младенцем на руках.

На этот вопрос ей не смог ответить даже ризничий о. Пафнутий, который решил, что икону, скорее всего, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на острове болящая продолжала искать образ Божией Матери, обошла все храмы монастыря, но так и не найдя, вернулась в Петербург. Иконы не было и в Валаамской часовне. Еще в 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и развившаяся болезнь причиняла ей страшные страдания, продолжавшиеся около десяти лет.

В 1887 году какой-то внутренний голос сказал Наталье: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!». Ночью, накануне поездки больной было видение Женщины в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрила ее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила: «Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу, - был ответ, - ты Меня увидишь на Валааме». Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество.

Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую Женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.

В свой третий приезд на святой остров в 1897 году Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери, и в первую ночь ей был благодатный сон, который она рассказала после молебна у раки преподобных служившему о. Пафнутию. Наталье Андреевне приснилось, что она ходит внутри монастыря около упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца с молитвой Царице Небесной о том, чтобы увидеть Ее, и вдруг слышит голос: «Я здесь, здесь, скоро разыщешь!». В это же время к ней подходит старичок в голубой камилавке с седой бородой (преподобный Сергий Валаамский) и отворяет дверь церкви со словами: «Вот она!». Тогда женщина увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором она сразу узнала разыскиваемую ею икону. В течение трех дней после этого Наталья Андреевна готовилась к святому причастию и накануне этого дня увидела еще один благодатный сон о том, что икона найдена о. Пафнутием.

Причастившись на ранней литургии, Наталья Андреевна увидела после службы, что народ из гостиницы бежит в церковь. Оказалось, что отыскали давно забытую икону Божией Матери и принесли в нижний собор. «Эта ли икона?» - спросил болящую отец Пафнутий. «Эта самая!» - в волнении ответила Наталья Андреевна. Образ о. Пафнутий, как было указано в сновидении, действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада. После молебна перед явившимся образом больная женщина получила полное телесное исцеление.

Все случившееся с Натальей Андреевной было подробно записано валаамскими монахами, составившими рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Местная Валаамская». После обретения также было выяснено, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г., то есть в том самом году, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую к прославлению образа.

Судьба Валаамской иконы после революции схожа с историей Коневского образа. До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона валаамскими иноками была увезена в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам». Главной святыней этого монастыря по сей день остается Валаамский образ Божией Матери, который пребывает в Преображенском соборе обители.

В конце XX века Святейшим Патриархом Алексием II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и после дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Возврат к списку