В сравнении 0
Войти  /  Регистрация
Меню

Икона Божией Матери "Казанская" (Петербургский список)

Икона Божией Матери "Казанская" (Петербургский список) 21 сентября 2011 года Казанскому кафедральному собору исполнилось 200 лет.

Глав­ной свя­ты­ней Ка­зан­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Санкт-Пе­тер­бур­га яв­ля­ет­ся Ка­зан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, во имя ко­то­рой со­бор был по­стро­ен в 1811 г.

Эта ико­на, чу­дес­ным об­ра­зом яв­лен­ная в г. Ка­за­ни в 1579 г., яв­ля­ет­ся од­ной из са­мых по­чи­та­е­мых икон во всем пра­во­слав­ном ми­ре.

День чу­дес­но­го яв­ле­ния об­ра­за (8/21 июля) стал еже­год­но от­ме­чать­ся как боль­шой празд­ник вна­ча­ле в Ка­за­ни, а за­тем и по всей Рос­сии. В том же 1579 г. царь Иван Гроз­ный ос­но­вал в Ка­за­ни мо­на­стырь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­рый и бы­ла по­ме­ще­на об­ре­тен­ная ико­на. С нее сде­ла­ли несколь­ко ко­пий, неко­то­рые из ко­то­рых, как и са­ма из­на­чаль­ная ико­на, бы­ли при­зна­ны чу­до­твор­ны­ми.

Со вре­мен ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча ико­на ста­ла рас­смат­ри­вать­ся как По­кро­ви­тель­ни­ца до­ма Ро­ма­но­вых и празд­ни­ки во имя ико­ны (8/21 июля и 22 ок­тяб­ря/4 но­яб­ря) из мест­ных — мос­ков­ских и ка­зан­ских — ста­ли об­ще­рос­сий­ски­ми.

При Пет­ре I в Санкт-Пе­тер­бург при­во­зят Ка­зан­скую ико­ну, при­над­ле­жав­шую ца­ри­це Па­рас­ко­вии Фе­до­ровне, род­ствен­ни­це Пет­ра. Со­глас­но по­след­ним ис­сле­до­ва­ни­ям она бы­ла спис­ком (ко­пи­ей) с из­на­чаль­но­го ка­зан­ско­го про­то­ти­па. По­сле дли­тель­но­го на­хож­де­ния в церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те, она бы­ла по­ме­ще­на в но­вом Ка­зан­ском ка­фед­раль­ном, ко­то­рый был воз­ве­ден для нее ар­хи­тек­то­ром А.Н. Во­ро­ни­хи­ным. Ка­зан­ская ико­на ста­ла од­ной из глав­ных пра­во­слав­ных свя­тынь Санкт-Пе­тер­бур­га.

Казанский собор со дня освящения был духовным центром Санкт – Петербурга, с середины ХIХ века он являлся самым большим православным храмом столицы и имел значение придворного храма царствующего Дома Романовых. В Казанском соборе венчались все члены царской семьи. Особенно пышно было отмечено трехсотлетие династии Дома Романовых. Жизнь многих исторических личностей связана с Казанским собором.

В 1813 году Казанскому собору суждено было стать своеобразным памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и усыпальницей одного из величайших российских полководцев – светлейшего князя М.И. Голенищева-Кутузова- Смоленского.

В период с 1932 г. по 1992 г. собор был поруган и закрыт.

В 1932 году ЦИК СССР своим постановление передал Казанский собор Академии наук СССР для размещения в нем Музея истории религии и атеизма. С купола Казанского собора был снят крест, и вместо него установили позолоченный шар со шпилем. Началом музейной экспозиции послужила антирелигиозная выставка, размещенная в 1930 г. в залах Зимнего дворца. В качестве своеобразного выставочного зала служила колоннада собора

.В 30-е — 70-е годы в чердачные помещения собора были вывезены и замурованы мощи целого ряда русских святых: святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Они будут находится там до конца 80-х — начала 90-х г.

Несколько изменилась ситуация в годы Великой Отечественной войны.В период блокады Ленинграда на площади перед Казанским собором была установлена батарея зенитных орудий. Памятники города укрывались в земле, но памятники Кутузову и Барклаю де Толли, как и памятник Суворову на Марсовом поле, стояли открытыми.
В годы блокады в музее были закрыты практически все помещения. В подвале собора размещалось одно из подразделений штаба Ленинградского фронта. В 1942 г. в одном из залов музея была открыта выставка "Отечественная война 1812 года". У могилы Кутузова воины давали клятву на верность Родине. Территория вокруг собора вплоть до лета 1944 г. использовалась под огороды.

Артиллерийские обстрелы тяжко сказались на состоянии Казанского собора. В него попали три тяжелых снаряда. На куполе и крыше насчитывалось 1 600 пробоин от осколков снарядов и бомб, колоннады и стены собора были покрыты глубокими шрамами, сквозь пробоины проникала влага, от сырости разрушались стены и своды здания, скульптура, настенные росписи. В некоторых помещениях рухнули перекрытия.

С 1951 г. начались реставрационные работы.Летом 1989 г. в здании собора состоялся акт передачи мощей святого Александра Невского Русской Православной Церкви. Крестным ходом по Невскому проспекту они были возвращены в Александро-Невскую лавру. Вскоре после этого были возвращены мощи святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких. А затем произошло новое обретение мощей преподобного чудотворца Серафима Саровского.

В декабре 1990 г. в хранилище музея, который теперь, отказавшись от старого названия, стал именоваться Музеем истории религии, нашли предмет, не значащийся ни в каких актах и документах. При вскрытии были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий II направил в Санкт-Петербург комиссию для освидетельствования. При осмотре святых мощей комиссия установила, что это действительно вновь обретенные мощи преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского всея России чудотворца.

11 января 1991 г. в Казанском соборе состоялась торжественная передача святых мощей Предстоятелю Русской Православной Церкви директором Музея истории религии. Затем Патриархом был отслужен молебен преподобному Серафиму Саровскому, после чего ковчег с мощами был доставлен в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Мощи находились здесь до 6 февраля, затем вернулись в Серафимо-Дивеевский монастырь, их которого некогда были изъяты.

Прошло еще несколько месяцев, и на чердаке Казанского собора были обнаружены мощи святого Иоасафа Белгородского, считавшиеся навсегда утраченными.
В этот же период по многочисленным просьбам верующих в открывавшиеся храмы из музея поступали иконы, утварь, облачения для священнослужителей, что сыграло определенную роль в возрождении ряда храмов Санкт-Петербурга.
Важнейшей вехой на пути передачи самого здания собора Церкви стало возведение над храмом креста. Это торжественное событие имело место 30 апреля 1994 г. в присутствии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).

В то же время процесс освобождения здания храма от музея проходил достаточно медленно, несмотря на то, что музею было предоставлено большое здание на Почтамтской улице (недалеко от Исаакиевского собора). Процесс переселения музея в новое здание не завершен вплоть до настоящего времени.

4 ноября 1990 года войдет в историю Казанского собора как день его возрождения.
В этот день — праздник Казанской иконы Божией Матери — священником Григорием Красноцветовым, клириком Князь-Владимирского собора, после более чем семидесятилетнего перерыва в здании храма была отслужена Божественная литургия. На литургии присутствовали сотни людей, которые занимали все свободное пространство в храме. Вскоре образовалась община Казанского собора. Первым настоятелем возрожденного храма стал игумен Сергий (Кузьмин).

Однако "воцерковление" здания происходило крайне медленно. С 1991 г. в соответствие с соглашением совета общины с музейным руководством регулярные службы в Казанском соборе стали осуществляться лишь в воскресные и праздничные дни.
Но после длительного перерыва Казанский собор- вновь духовный центр Санкт – Петербурга, в 1999 году он был возведен в кафедральное достоинство. В настоящее время, богослужения в соборе проходят ежедневно, налажена активная жизнь прихода.


Казанский Кафедральный Собор и ООО « Мир Афонской иконы» осуществили совместный проект к 200- летию собора - выпустили точную копию чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Возврат к списку